Новости

Российский рынок полипропилена: области применения.

Автор: Татьяна Серова, генеральный директор ООО "Интернешнл Пластик Гайд"

Полипропилен – один из самых востребованных полимеров в мире. На сегодняшний день по объемам потребления он уступает только полиэтилену (ПЭ) и поливинилхлориду (ПВХ). В последние годы спрос на полипропилен (ПП) рос быстро, гораздо быстрее, чем на другие виды полиолефинов. (Рис. 1, Рис.2). Так, в 2000 г. в мире переработали 30,6 млн. т ПП, в 2013 г. – 58 млн. т. Наблюдалась некоторая тенденция вытеснения полипропиленом других полимеров – полистирола (ПС), АБС-пластиков и ПВХ. Специалисты прогнозируют дальнейший рост мирового спроса.

Популярность ПП связана не столько с ценовыми преимуществами (он, в среднем, дороже, чем ПЭ, ПЭТ и ПВХ.) или с избытком предложений на рынке. Тон здесь задают ученые и переработчики. А производители в ответ наращивают мощности. Так, за последние несколько лет были запущены крупные заводы в Египте (EPPC, мощность – 400 тыс.т), Саудовской Аравии (Al Waha, 510 тыс.т), ОАЭ (Takreer, 600 тыс.т), России (ООО «Тобольск-Полимер», 500 тыс.т) и др. странах. В ближайшие 3 года запланировано открытие других масштабных предприятий в США, Китае, Египте, Иране.

Тем не менее, в будущем прогнозируют недостаток пропилена. И чтобы избежать дефицита специалисты в разных странах мира ищут альтернативные способы его получения, а не только с помощью крекинга нефти. На сегодняшний день это методы: дегидрирование пропана, синтез из метанола и синтез из других олефинов. Но альтернативные методы дороже, чем традиционный крекинг нефти. Поэтому можно ожидать роста цен на ПП.

В чем же причина популярности ПП? Кратко можно сформулировать так. Полимер легко перерабатывается почти всеми известными способами (экструзия, выдув, литье под давлением и др.), изделия из него обладают важными потребительскими свойствами (прочность, легкость, устойчивость к высоким температурам). Специалисты разрабатывают и внедряют инновационные технологии, которые позволяют изменять характеристика полимера и композитов на его основе и открывают все новые и новые области применения ПП. В настоящее время из него производят широкий ассортимент изделий – от упаковочной пленки и пластиковой посуды до высокотехнологичных деталей для бытовой техники, автомобилей и даже самолетов.

Так же считается, что у ПП нет основной области применения, от которой зависит состояние всего рынка (в случае с ПВХ это – окна, ПЭТФ – бутылки, ПЭВП – трубы, ПК – сотовые листы и др.). Такая структура потребления позволяет полимеру лучше других выдерживать кризисы спроса.

Самыми крупными сегментами потребления ПП в мире являются упаковка (32%), автомобилестроение (16%), бытовая техника (14%). Так же полимер востребован в сельском хозяйстве, жилищном строительстве, медицине и др. В основных сегментах потребления спрос будет расти и дальше. Мировой рынок изделий из ПП далек от насыщения.

В России тенденции в производстве и потреблении ПП имели свои особенности. Спрос на данный полимер носил взрывной характер. За 13 лет его потребление выросло в 4,5 раза - с 200 тыс. т в 2000 г. до 910 тыс. т в 2013 г. И в 1,5 раза за последние 5 лет. (Табл.1). Такого не было ни с каким другим полимером. (Спрос на ПВХ рос еще быстрее в период зарождения моды на пластиковые окна, однако его темпы в данном сегменте быстро снизились).

Показатель


2008

2009

2010

2011

2012

2013

Производство, тыс. т


500,840

594,550

640,17

695,20

655,50

815,00

Потребление, тыс. т


556,73

566,91

748,77

812,05

880,80

910,17

Импорт, тыс. т


107,850

108,790

177,200

193,760

271,300

200,600

Экспорт, тыс. т


51,960

81,150

68,600

76,910

56,000

104,900

Доля импорта в потреблении, %


19%

19%

24%

24%

30,8

22%

Доля экспорта в производстве, %


10%

14%

18%

11%

6,4%

13%

/

Таблица 1. Показатели российского рынка ПП в 2010–2013 гг. (тыс.т) (С учетом данных Информационного агентства «Хим-Курьер», Аналитического агентства «Маркет Репорт»).

Подробнее читайте в журнале "Полимерные материалы". http://www.polymerbranch.com/