Опубликовано:09.07.2019

Потребление полипропилена выросло в 1,5 раза за 5 лет

Как сообщила Татьяна Серова, генеральный директор ООО «Интернешнл Пластик Гайд», выступая на конференции «Рынок полимеров» (организатор — компания «Бизнес-Форум»), полипропилен все более востребован в России. Его производство в 2011 г. практически достигло 700 000 тонн, потребление – 800 000 тонн. В последние 5 лет потребление росло быстрее производства. Особенно широко полипропилен применяется в производстве тары, упаковки, биг бэгов, хозтоваров, мебели, спанбонда, труб и фитингов, автокомпонентов, и др. Всего около 20 сегментов рынка. По сравнению с 2010 г. потребление полиолефина незначительно снизилось только в производстве хозтоваров и мебели (сегмент ТНП), BOPP-пленок. В других сегментах, а их большинство — выросло. Ссылаясь на маркетинговые данные компании «Маркет Репорт», в сегменте тара/упаковка (литье) объем производства вырос на 2,5% до 171 000 тонн. Это колпачки, крышки, ведра, одноразовая упаковка и др. В сегменте тара/упаковка (экструзия листа) — на 8% до 39 000 тонн. Речь идет об одноразовой посуде. По данным Татьяны Серовой, генерального директор «Интернешнл Пластик Гайд», в сегменте спанбонда рост составил 26 %. В 2011 г. было выпущено примерно 51 000 тонн изделий из нетканых материалов. Наиболее востребован спанбонд в производстве товаров для гигиены и медицины, строительном секторе, сельском хозяйстве. Чуть менее – в мебельной промышленности.

В автомобилестроении в прошлом году было использовано 41500 тонн деталей из полипропилена, изготовленных российскими производителями. Годовой прирост составил более 15 %. На самом деле, в автомобилестроении полипропилен используется гораздо активнее. (Так, годовое потребление завода Volkswagen в Калуге – 15 000 тонн полипропилена. Volkswagen Golf 1 поколения (1974 г.) – содержал всего 8 кг полипропилена. В модели Volkswagen Golf 5 поколения (2003 г.) используется 74 кг полипропилена, что больше всех других полимеров, имеющихся в этом автомобиле вместе взятых.) Но большую часть деталей из полипропиленовых композитов пока импортируют, так как ведущие автопроизводители предъявляют к продукции жесткие требования (прочность, стойкость к царапанию, низким температурам, нагреванию, горению и др.). Для выполнения их условий российским переработчикам не хватает специальных марок полипропилена, они не всегда готовы в качестве и цене конкурировать с зарубежными производителями композитов.

Рост популярности полипропилена в автомобилестроении связан с тем, что полимерные материалы могут вдвое уменьшить вес автомобиля, значительно снизить расход топлива и даже повысить безопасность.

Производство полипропиленовых труб за год выросло на 24 % и составило 46 500 тонн. При этом объем напорных и ненапорных труб увеличился, а гофротруб – снизился. Тем не менее, полипропиленовые трубы стали несколько сдавать свои позиции и уступать место трубам из полиэтилена. Как сообщила Татьяна Серова, ссылаясь на данные производителей (компании «Экструзионные машины»), на рынке появился новый полиэтилен – PE — RT – ПЭ повышенной термостойкости. Он превосходит по этому параметру полипропилен. В то же время не требует нового оборудования, трубы из этого полиэтилена можно производить, используя те же сварочные устройства. В итоге, можно сказать, что в ближайшее время рост производства полимерных труб продолжится, но доля полипропиленовых труб будет расти более медленно, чем доля полиэтиленовых.

Делая выводы, Татьяна Серова отметила, что в целом – полипропилен очень востребован и спрос на него повышается. Но ситуация на российском рынке сейчас крайне тяжелая. Из-за дефицита сырья цены стремительно растут и переработчики вынуждены платить практически любые деньги, чтобы купить полимер. Так, в мае 2011 года полипропилен стоил, в среднем, 60 000 руб. за тонну. В мае 2012 года – 82 000 руб. за тонну. Ожидается, что с вводом новых мощностей ситуация улучшится, дефицит перестанет ощущаться и цены стабилизируются. Производство и потребление будут по-прежнему расти, если не внесет свои коррективы экономический кризис. Тогда, скорее всего, покупательная способность населения снизится, это отразится на производителях. При такой ситуации возможен даже избыточный выпуск полипропилена.